Россия строит экономику кривых зеркал
Превратить воду в вино и накормить пятью хлебами целый город… Если верить последним статистическим сводкам, правительство Медведева повторяет раннехристианские чудеса. Хозяйственная система находится в фазе хлипкого равновесия, балансируя между околонулевым ростом и падением. Любое внешнее потрясение, будь то падение цен на нефть, ужесточение санкций, или кризис перепроизводства в Китае, отправит нашу экономику на поиски нового дна – к гадалке не ходи, а в Минэкономразвития всё спокойно и в розовых тонах. Подопечные Алексея Улюкаева заявили, что с безработицей у нас "всё пучком". Численность тунеядцев, сидящих на шее у страны, по европейским меркам, по сути, никакая – 4,3 миллиона человек, или 5,6% от экономически активного населения. По сравнению с утопающей Украиной, на которую так любят равняться наши чиновники, очень даже неплохо. Самостийная встречает второй месяц осени, перешагнув через отметку 10%. И это с учетом массового отъезда работяг в Россию и Евросоюз. Прибалтике, Пиренеям и Балканам по этому показателю тоже можем нос утереть! А, если посчитаем совсем грамотно, как это делают в социальном блоке, опираясь на показатели с бирж труда, то получится, что проблемы с занятостью в федеральном масштабе вовсе нет. В очереди за пособиями стоит 882 тысячи трудоспособных граждан…
Как может снижаться безработица в условиях падающей экономики и при отсутствии директив о создании концентрационных лагерей из центра – загадка из загадок. По итогам 2016-го года ВВП страны уменьшится на 0,6 – 1,5% (в январе 2017-го точно узнаем). Если кто-то забыл, валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость всех произведённых на территории страны товаров и услуг. В 2015-м этот показатель, с учетом всех статистических подгонок, упал на 3,7%. Стало быть, предприятия второй год подряд производят всё меньше и меньше продукции. Получается, что и людей для этого требуется меньше. При таких раскладах объяснения у стабилизации рынка труда два – вышвырнутые на улицу доходяги либо перестали искать вакансии в интернете и на бирже, перебиваясь случайными доходами (тогда они вычеркнуты из обеих статистических сводок), либо повымирали, как динозавры.
Не вносят ясность в общую картину и социологи. Конкурирующие фирмы ВЦИОМ и "Левада-центр" практически одновременно опубликовали свои опросы по самочувствию населения на рынке труда и пришли к диаметрально противоположным выводам. Опрос, инициированный первым институтом, более лояльным к власти, говорит о правоте кабмина. 69% населения не были свидетелями увольнений с работы родных и близких в течение 2-3 месяцев, 56% уверены, что смогут в случае увольнения найти хорошую работу, не прилагая значительных усилий, 73% утверждают, что получают белую зарплату без всяких конвертов (так они вам на улицах и расскажут, как нахлобучивают государство на несколько тысяч рублей!). Оппозиционный "Левада-центр" затрагивает несколько другие аспекты, которые рисуют более мрачную картину. 50% соотечественников опасаются урезания заработной платы, 42% испытывают дискомфорт в связи с возможным увольнением, 41% не исключают в обозримой перспективе задержек выплат честно заработанных денег. У роста цен, как у страха, глаза велики. РОССТАТ может считать, что угодно. 68% увидели повышение цен на основные товары и услуги на 15-50%. 46% опрошенных не верят, что экономическую рецессию удастся преодолеть до конца 2018-го года.
Средняя зарплата по стране в 2016-м году достигла 36,2 тысяч рублей, сделав затасканную аллегорию про температуру по больнице вполне уместной. "Полградуса" нашей богадельне накидывает Москва с ее 67 тысячами, Санкт-Петербург с 45 тысячами, нефтедобывающие регионы с их 60-70 тысячами. Сбивают её похлеще всякого аспирина 17 – 20 тысяч в месяц у тружеников республик Кавказа, Орловской, Тверской, Брянской, Кемеровской и Новосибирской областей. В Тульской области, к примеру, можно встретить объявление с такой припиской: "Зарплата невысокая, но по кризисным меркам вполне годная". Иными словами – никакая. В среднем по региону она, кстати, 25 с небольшим тысяч. С медианной зарплатой – той, которая объективно учитывает уровень жизни "середняка", раскидывая по разным сторонам и олигархов, и маргиналов всех оттенков – дело обстоит гораздо хуже. Она не превышает 24,5 тысяч рублей или 380 долларов в среднем по экономике. Разбивка по регионам примерно та же. Масс-медиа предпочитают об этой цифре забывать, выставляя себя в глазах большинства населения, не дотягивающего до их "средней зарплаты" идиотами. Впрочем, вопрос не в количестве тугриков или шекелей, начисляемых на карточку, а в способности на них что-либо приобрести.
Рейтинговое агентство АКРА предсказывает снижение покупательной способности россиян по итогам 2016-го года на 4%. Казалось бы, мелкая цифра – ну на 4% картошки и капусты меньше в борщ покрошишь и всего делов! В 2015-м и 2014-м тоже был спад – на 4 и 0,7% соответственно. Как-то ведь пережили. В 2017-м и 2018-м он продолжится на 1,1% и 0,8%, что заставит нас жить еще более экономно. Как известно, драйвером роста доходов всегда являлись экономические успехи страны. Труженики сельского хозяйства, которым правительство помогло улучшить показатели на 4-5%, имеют все основания рассчитывать на улучшения качества жизни, чего не скажешь об остальных секторах. Промышленное производство по итогам 9 месяцев 2016-го года показало признаки жизни, прибавив 0,4% (в 2015-м было падение на 3,4%). При этом, добывающая промышленность ведёт себя значительно лучше обрабатывающей, которая будто бы забыла, что дно кризиса пройдено то ли четыре, то ли пять раз! За минувшие полтора года Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Алексей Улюкаев научили нас отличать "пик кризиса" от его же дна. Ваш покорный слуга разницы, конечно, не уловил. Но она, судя по всему, есть.
О сфере услуг говорить пока и вовсе смешно. Ну не может она расти при падающих реальных доходах населения, хоть убейте. Пустые фитнес-клубы и бары-рестораны, даже весьма недорогие, не дадут соврать – у населения попросту нет денег на развлечения. В "глухом пролёте" оказались дилеры, продающие мотоциклы, скутеры и квадроциклы. Далеко не каждому салону-счастливчику в сезоне-2016 удалось продать хотя бы пару "стальных коней" с витрины, хотя в "жирные времена" по 10-15 штук за лето уходило свободно, не считая кучи аксессуаров. Разоряются оптики в силу отсутствия спроса на дорогие очки, закрываются кальянные и подобные им заведения, в которых обедневшей стране заседать не с руки. Зато по центральным телеканалам можно увидеть "гениальные" сюжеты о том, что добывать нефть в приполярной России выгоднее, чем в Саудовской Аравии. Из этого следует, что Эр-Рияд справляется с экономическими передрягами хуже, чем Москва. О том, что резервный фонд может быть исчерпан в 2016-м году, самые рейтинговые СМИ России предусмотрительно предпочитают помалкивать. Да и ни к чему эти разговоры, когда рецессию мы по официальной версии преодолели. Хотя большинство населения по-прежнему не уверено в этом. Но у него индикаторы другие. Если для Минфина и Минэкономразвития конец экономических трудностей – это "плюсы" напротив показателей деловой активности, то для обывателя - это реальное, а не высосанное из пальца социологами социальное самочувствие. Когда друзья и соседи начнут без серьёзных проблем покупать автомобили, квартиры, бытовую технику, рожать детей и ездить на курорты, тогда и можно будет сказать без всяких Медведевых и Силуановых, что кризису наступил каюк.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько