Мефисто Шапиро
Представляю, сколько пошлостей воткнул бы в спектакль «Мефисто» режиссер «новой» формации, благо материал Клауса Манна дает поводы.
Но не Адольф Шапиро, с его ясными представлениями о золотом сечении, с его безупречным вкусом, отшлифованным на прибалтийской земле.
Спектакль «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ – абсолютно сегодняшний. И и с точки зрения актуальности сюжета, и в режиссерской подаче, и в сценическом оформлении. Уж кого-кого, а художников Шапиро выбирает безошибочно. Мария Трегубова, ученица Дмитрия Крымова, сделала декорации в виде многослойного занавеса. За каждым слоем – новое действие, и все вглубь и вглубь сцены. И только подумаешь: сцена кончается, что дальше? А дальше – другая страна, она в корне отличается от предфашисткой Германии и художник предлагает совершенно новый визуальный ряд, абсолютно простой: открытая сцена, в котором декорациями работают и участники спектакля, и театральные прожектора. С помощью прожекторов Шапиро ювелирно подчеркнул каждую мысль, каждый акцент и акцентик. Все на виду. Не спрячешься. Можно, конечно, притвориться тенью – и режиссер без театра теней не обошелся. Но все равно жизнь заставляет каждого выйти из тени. Это то самое действо, в котором главное – не дорогущие декорации, а герои и энергетика пьесы. Алексей Кравченко в роли Хендрика Хефгена показал эволюцию артиста на заре тоталитарного режима и в пик укрепившейся власти. Видеоприем, который Адольф Шапиро вписал в спектакль, иллюстрируя кинокарьеру Хендрика, разрешает нам увидеть сверхкрупные планы артиста. Лицо Хендрика не выделишь из толпы. На него не оглянешься на улице. И это опять безошибочный выбор Адольфа Шапиро, который показывает, что понятие собственной ниши, которая должна быть свободна в момент твоего появления - одно из главных требований удачной карьеры, и что Лояльность артиста порой важнее Индивидуальности.
В этом спектакле есть все, что нужно зрителю: любовь и предательство, дружба и подлость, покровитель и жертва. И главное – необходимость личного выбора. Она есть не только у артистов. Она есть у каждого, вне зависимости от профессии и социального статуса. Зло просачивается незаметно, шаг за шагом, через быт. И именно через простые бытовые сцены Шапиро показывает, насколько оно сильно. Можно сколько угодно говорить: я не интересуюсь политикой, я вне политики. Но дело в том, что политические решения меняют жизнь. Это происходит незаметно, шаг за шагом. И однажды обнаруживаешь, что живешь в другой стране, а у власти – Гитлер.
В спектакле много музыки и песен. Артисты поют по-немецки очень натурально, без вокальных красивостей. Эти номера логично продолжают сюжет и абсолютно не выглядят концертными вставками. Но без них картина разложения одних и становления других была бы неполной.
Адольф Шапиро не только у нас в стране, но и за ее рубежами – признанный классик. У него много званий, наград, мастер-классы и постановки на сценах всего мира. Такое огромное количество постановок просто обязано вызвать творческую усталость. Но ее нет. Постановка очень молодая, свежая, со множеством режиссерских открытий. Просто останавливаю себя, чтобы не рассказать все об этом дивном спектакле, чтобы оставить возможность открытий каждому из вас.
Оказывается, Адольф Шапиро давно мечтал поставить запрещенный полвека в ФРГ роман Клауса Манна. Не знаю, предлагал ли он спектакль еще кому-нибудь или нет. Могу только сказать, что Олег Табаков, согласившись с выбором Адольфа Шапиро, в очередной раз выиграл. Режиссер должен ставить то, что хочет – это самый простой рецепт появления шедевра. Во всяком случае с Адольфом Шапиро, который обычно делает хороший спектакль или очень хороший, этот рецепт работает.
Журналист Нелли Закирова