Украина пришла к продаже земли
Кризис в Украине вынуждает действующее правительство всё чаще задумываться о возможности продажи земли. Тем более, что Порошенко регулярно напоминает Верховной Раде об этой идее. "Отсутствие права на свободную продажу и покупку земли сельскохозяйственного назначения, безусловно, сдерживает инвестиции в аграрную сферу, понижает и нарушает права селян, занижает, между прочим, и цену аренды, вытягивая из их карманов последние копейки", – сказал он в недавнем послании к парламенту о внутреннем и внешнем положении Украины.
К слову, мораторий на продажу сельхозземель действует в Украине до 2017-ого года. И чем ближе эта дата, тем острее становится вопрос. Нетрудно догадаться, что распродажа земли на Украине выглядит, как превращение страны в колонию, преимущественно для Запада, поскольку именно оттуда ожидается приток инвесторов.
В связи с этим депутат Верховной Рады прошлых созывов Владимир Олейник даже написал гневную статью в "Известиях": "Предложение, озвученное киевскими властями, выставить на аукцион 1 млн га земли означает продать с молотка территорию больше, чем вся Черновицкая область. Это почти целиком взятая Тернопольская, Ивано-Франковская или Закарпатская области... Земля – это уникальный товар, она не воспроизводится… Торговать ей в сегодняшних условиях – безумие".
Безусловно, призыв Порошенко устроить распродажу земли – это, своего рода, кризис власти, поскольку она уже не видит иных путей преодоления финансирования государственного бюджета, кроме как посредством подобных рискованных мер. Но если оставить всю полемику в стороне и посмотреть на происходящее на Украине, то оказывается, что и выбора-то нет. Программа финансирования по линии МВФ даёт крохи. Тот миллиард, который недавно поступил, мало что изменит. Торговые отношения с РФ (которые приносили больше всего прибыли), конечно, рано или поздно восстановятся, но этот процесс может начаться и лет так через 10. Просто так кредитов больше никто не даст. А вот цена украинских сельскохозяйственных земель оценивается приблизительно в 8-10 миллиардов долларов, которые могли бы действительно повлиять на экономический спад Незалежной.
Украину, продавшую землю частным инвесторам, можно будет справедливо обзывать колонией, и это, безусловно, плохо. Однако необходимо также понимать, что продажа земли – это, на самом деле, ещё и объективная необходимость. Сегодня украинские фермеры не могут продать своё имущество и зачастую вынуждены сдавать его крупным агрохолдингам за смешную плату – аренда угодий в среднем примерно 3 тысячи гривен за гектар в год. Из-за этого все они живут за счёт кредитов, зачастую крайне невыгодных.
Вот и получается, что смотреть на вопрос продажи земель в Украине в рамках "мы что страну сливаем?" – это слишком однобоко. Да, часть территории будет принадлежать иностранцам, тут нет смысла спорить. Но есть ли смысл опасаться того, что они всё разрушат, когда "свои" и так высасывают из фермеров максимум?
Политолог Олег Игнатов рассказал Noteru.com, как в Киеве планируют разобраться с этим вопросом: "Чтобы не продлевать мораторий, Верховная Рада должна принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Правительство хочет разделить этот процесс на два этапа: сначала разрешить торговать землёй, находящейся в государственной собственности, а затем уже той, что в частных владениях. Снятие моратория и принятие закона необходимы, чтобы на Украине появился нормальный рынок земли, и производители смогли развиваться, а также получать кредиты. Это даст толчок украинскому сельскому хозяйству и сделает его конкурентоспособнее, особенно с учётом фактической потери российского рынка и переориентации на европейские и азиатские".
Полностью довериться иностранным инвесторам кажется рискованной затеей – это вызывает опасения за свой суверенитет (всё-таки землю отдают). Вроде как есть защитники, которые не дадут сделать из Украины, якобы, колонию – агрохолдинги. Но тут проблема – они же сами постепенно убивают сельское хозяйство. Кстати, для этого у них есть инструмент – крупнейшие земельные банки, которые сконцентрированы в их руках.
Перспектива не очень радужная, но выбирать обязательно придётся и, скорее всего, как считает директор Института истории, международных отношений ЛНУ Александр Ладыга, в ближайшие полгода: "Я думаю, что это будет решаться в ноябре месяце, в зависимости от того какая коалиция победит – это могут быть правые, сторонники разморозки войны или центристы. Если будет изменение внешнеполитического курса, то землю никто трогать не будет. Но уже сегодня мы видим, что есть определённый сигнал в виде подготовки к продаже – это скачок цен на чёрном рынке картографии Украины. Я имею в виду разведданные природных ресурсов страны. Нужно понимать, что недавно выданный Киеву кредит глобально ситуацию не изменит. Представьте, что нужно возвращать долг, какие сегодня гарантии выплат для МВФ может дать Украина? Это земля. Поэтому уже сейчас западные инвесторы приглядываются (отсюда и спрос на картографические данные) к разным участкам. Достанет ли Киев такую "карту" (отмена моратория на продажу) – это зависит от того, с чем выйдет Украина к зиме, то есть в каком состоянии будет её экономика и не возобновиться ли война на востоке".
Обозреватель Noteru.com Круглей Илья