ОПЕК становится бесполезным
В Алжире закончились очередные переговоры стран ОПЕК, где стороны вроде как договорились об ограничении добычи нефти до уровня 32,5 миллиона баррелей в день (на 2,2% меньше, чем в августе). Участники картеля даже заявили, что намерены обратиться к другим странам с предложением присоединиться к договорённостям. И вот тут встаёт очень важный вопрос: "Будет ли их кто-то слушать? Имеет ли ОПЕК такое же влияние на мировой арене, как это было 1970-е годы, чтобы кто-нибудь откликнулся на их предложение?".
Довольно трудно поверить в то, что государства придут к согласию между собой и пойдут на снижение уровня добычи впервые за 8 лет, учитывая внутренние разногласия, особенно Ирана и Саудовской Аравии, которые вообще позиционируют друг друга, как опаснейшие враги. Аналитик из группы компаний "ФИНАМ" Зварич Богдан пояснил в интервью Noteru.com, что сейчас для ОПЕК настал, по сути, судьбоносный момент: "На мой взгляд, именно исполнение данного соглашения покажет, насколько силён картель и насколько он может влиять на своих членов. Если соглашение не будет исполняться, то рынок окончательно разочаруется в этой организации, в результате чего её решения перестанут иметь силу для рынка. Если же страны, входящие в картель, будут следовать данному соглашению, сила и влияние ОПЕК на рынке вырастут, что может даже привести к приходу новых членов. Также необходимо отметить и тот факт, что теперь организация будет договариваться с независимыми странами-экспортёрами о присоединении к достигнутому соглашению. И то, сможет ли картель с ними договориться, покажет насколько он силён".
Каковы шансы на успех? Многие эксперты уверены, что минимальны. Как сказал аналитик нефтяного рынка Майкл Уитнер из Societe Generale в интервью Reuters, "ещё надо посмотреть, сколько баррелей на самом деле исчезнет с рынка". И он полностью прав. Нет сегодня таких механизмов в мире, способных проводить детальный мониторинг того, кто, в каком количестве и куда продал "чёрного золота". Значит, каждый, несмотря на переговоры в Алжире, сможет производить и продавать столько, сколько захочет.
Если раньше страны ОПЕК в едином порыве всего за пару недель договаривались о повышении цен на нефть (1974-ый и 1979-ый годы), приводя этим весь Запад в шок, то теперь выработан целый ряд механизмов (те же биржи), которые не позволяют сделать этого.
Большинство участников ОПЕК не устраивает нынешняя цена на углеводороды. Однако, за стол не садятся и не договариваются, как этого избежать. Венесуэла уже издаёт чуть ли не предсмертный вопль, а президент Мадуро говорит о том, что предприятия скоро начнут работать в убыток. Иран жаждет выйти на рынок нефти, как полноценный игрок, но при такой низкой стоимости он не способен конкурировать. Саудовская Аравия, хоть ей это и "влетает в копейку" (дефицит бюджета в 2016-ом равняется 326,2 миллиарда долларов), не хочет снижать темпы добычи и поднимать цену, и всё ради того, чтобы не пустить на рынок ИРИ. Эр-Рияд предлагает Тегерану заморозку добычи на уровне 3,6 миллионов баррелей в сутки, а Иран хочет увеличить добычу до 4,5 миллионов, чтобы восстановить свою "досанкционную долю" на рынке в 13,6%. В итоге торговля фьючерсами определяет цену на нефть, а те, кто её производят, заняты выяснением отношений между собой.
Не стоит забывать и про сланцевую добычу углеводородов. При цене в 50 долларов за баррель эта отрасль (преимущественно в США) станет вновь стремительно развиваться, что приведёт к увеличению количества нефти на мировом рынке и новому витку снижения цен в отсутствии роста спроса на углеводороды. Вот тогда переговоры между странами картеля (как и он сам) вообще будут бесполезны.
Получается, что единственный выход – это реорганизация самой ОПЕК. Только вот захотят ли этого члены картеля? Замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева объяснила Noteru.com, что это крайне маловероятный сценарий: "Безусловно, влияние ОПЕК на рынок в прошлом веке было куда серьёзнее, но мир меняется, страны развиваются, меняются лидеры добычи на рынке нефти и начинают агрессивнее конкурировать. Организация уже не в силах сдержать амбиции некоторых своих членов. Более того, картель не имеет механизмов влияния на страны, входящие в организацию. Все решения принимаются коллегиально, и чем больше разобщённость среди членов, тем сложнее прийти к консенссусус, что сейчас и происходит. Если бы ОПЕК не приняла бы этого решения сейчас, то инвесторы окончательно бы утратили свою веру в картель. Авторитет организации сошёл бы на нет. Реорганизация ОПЕК возможна и нужна. Необходимы чёткие условия и правила членства, как в торговых организациях. Вопрос только в том, захотят ли страны остаться тогда в ОПЕК с более строгими правилами. Реформировать подобные организации очень сложно, нужно учесть интересы всех, вероятно, поэтому этот процесс и не инициируется".
Обозреватель Noteru.com Круглей Илья