«Тайные расходы»: куда и зачем уходят средства
Минфин предложил внести поправки в бюджет страны. Речь идёт об увеличении расходов на секретные и совершенно секретные ассигнования на 680 миллиардов рублей. Это, кстати, максимум в истории постсоветской России.
Минфин решил взять эти деньги за счёт уменьшения финансирования Минтранса – на 12%, Минпромторга и Минсельхоза – на 10%, Минздрава – на 4,7%, Минобрнауки – на 4,9%.
Как правило, засекреченные расходы в любом государстве – это "оборонка" страны, Россия тут вряд ли будет исключением. Хотя справедливости ради нужно сказать, что в РФ в 2015-ом году 7% трат было засекречено в разделе "Национальная экономика", в разделе "Образование" скрыто от широкой публики 4,3%, а в "Здравоохранении" – 3,6%. Даже в "Культуре" оказались свои "тайны", которые потребовали 0,1% от общей доли.
Вообще неприкрытым глазом видна тенденция к уходу расходов "в тень". Если в 2009-ом году секретные траты составляли примерно 10% от всего бюджета, то в 2015-ом это уже 20%. Официальная смета есть в самом Минфине, однако можно посмотреть на другие страны и их аналогичные затраты, чтобы понять – нормально иметь такие "секретные траты" или нет.
Возьмём "чемпиона", т. е. США. За 2015-ый год при общей примерной сумме в 1,01 триллион долларов на военные расходы в "тень" ушло 8-9%, плюс множество мелких статей, которые тем не менее также выливаются в существенную сумму. При том, что "оборонка" скушала 5,6% ВВП Соединённых Штатов. К слову, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира Китай на это же тратит 1,9%, Великобритания – 2%, следовательно, секретные расходы у них ещё меньше.
Ещё раз напомню, у России – 20%, причём, большая часть из них пойдёт именно на "оборонку". Получается, что либо РФ в процентном соотношении по секретным расходам решила переплюнуть США (Вашингтон уводит в "тень" до 10%, а Москва около 17%), либо Минфин придумал, как аккуратно перевести средства в сектор, где они гораздо легче могут "потеряться".
Впрочем, армии РФ, у которой работы сегодня (см. Сирия) хватает, действительно, необходимы деньги. Остаётся только надеяться, что щедрая рука Министерства финансов приготовило такой большой "кусок пирога" реально для дела, а не для распихивания его большей части по своим карманам.
Как это отразится на рядовом россиянине? На этот вопрос Noteru.com ответила Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента "Альпари": "Поспешность, с которой наш Минфин выдвигает одну неприемлемую инициативу за другой, просто поражает. По всей видимости, решение об увеличении "секретных" и "совершенно секретных" расходов госбюджета фактически уже принято, и теперь Минфин лихорадочно пытается обеспечить эту затратную часть новыми источниками доходов. То НДС предлагают повысить, то пенсионный возраст увеличить, то страховые взносы предприятий платить по новой ставке. Для простого россиянина важны не столько траты бюджета (если не все, то многие понимают, что увеличение трат бюджета на оборону сегодня очень актуальны), сколько то, будут ли для финансирования этих расходов повышены налоги, которые нанесут очередной удар по благосостоянию простых граждан. Так что если власть будет увеличивать какие-либо статьи расходов, но при этом будет искать иные источники финансирования бюджетного дефицита, чем повышение налогов, отказ от индексации пенсий и пособий малоимущим и т.д., то для простых граждан этот вопрос принципиальным не будет. Мы полагаем, что пока власть не использует некоторые неналоговые источники финансирования дефицита госбюджета, например, заимствования на внутреннем рынке (на наш взгляд, при обесценении рубля это выгоднее, чем евробонды), приватизацию госимущества. Если государство начнёт эффективнее присматриваться к другим источникам финансирования, то это позволит безболезненно увеличивать траты по "секретным" статьям бюджета, да и, кроме того, полагаем, что государству до президентских выборов повышение налогов невыгодно".
Аналитик из группы компаний "ФИНАМ" Зварич Богдан также считает, что обычным россиянам пока нет смысла беспокоиться, хотя минусы тоже есть – это угрозы невыполнения ряда программ по развитию: "Серьёзного роста цен на товары и услуги в связи с этими бюджетными изменениями мы не ожидаем. Основной проблемой здесь станет то, что кроме увеличения "секретной" части бюджета, будут урезаны расходы по другим статьям. При этом, трата данных средств, скорее всего, уже прописана в бюджетах соответствующих министерств и им придётся искать возможности и сокращать определённые программы, что может негативно отразиться на итогах года и выполнении планов на текущий год".
Обозреватель Noteru.com Круглей Илья