Россию превращают в Северный Китай
Экономический кризис и дефолт - это лучшее, что может произойти со страной! Не раз и не два приходилось слышать из уст экспертов-садомазохистов такое изречение. Мол, без пережитых трудностей мы никогда не сможем критически переосмыслить свой путь и провести работу над ошибками. Следовательно и воспринимать беду, свалившуюся нам на голову, надо, как подарок судьбы. Показательно, что произносят эту популистскую ересь люди, в холодильниках которых никогда не переводилась красная и чёрная икра. А предназначена она для ушедших в неоплачиваемый отпуск рабочих заводов с остановленными конвейерами и клерков, обречённых пожизненно выплачивать долларовую ипотеку.
Чтобы сделать какие-то выводы, проблему необходимо осознать. С этим у нас, слава Богу, всё неплохо. По данным соцопроса ФОМ, 71% россиян уверены в том, что страна переживает экономический кризис, и готовы принимать "презенты фортуны". Остальные, видимо, пребывают в состоянии "ёжиков в тумане", не ходят по магазинам и верят в Бабу-Ягу. А, может, и уровень идиотизма в области социально-гуманитарных знаний достиг критического уровня, что не позволяет части населения верно интерпретировать информацию правительства о трёхтриллионном дефиците бюджета, который нечем покрывать. В целом же, с поправкой на "альтернативно одарённых", страна готова к трудностям, но пока не до конца понимает, к каким именно.
В 90-е и 00-е сибиряков и жителей Дальнего Востока пугали китайским нашествием. Оголодавшие драконьи полчища должны были высадиться где-нибудь в Оймяконе, Нерюнгри, Усть-Вилюйске и сожрать всё, попутно оттяпав у беззаботных нас кусок России. В 2016-м году можно сказать, что страшные прогнозы сбылись. Пекин по-прежнему ведёт себя, как мирный и мудрый сосед, экономически доминируя над Москвой, а в Кремле, в свою очередь, думают, как бы сохранить суверенитет. И не находят ничего лучшего, кроме как пытаться перенимать китайский опыт - строить государственный капитализм, используя дешёвый труд, опираясь на символы и традиции.
Наши 350-400 долларов зарплаты в месяц для иностранных инвесторов уже выглядят интереснее, чем китайские 500-600. И плевать они хотели на запрет однополых браков, на то, что Ленин по-прежнему находится в Мавзолее, а жители столицы собирают подписи за восстановление памятника Дзержинскому на Лубянке. Все прекрасно понимают, что никакого "чёрного передела" имущества не будет. В лучшем случае, появятся в российских городах ещё и памятники Сталину в качестве мёртвых символов, за которыми не будет стоять сталинской политики коллективизации и индустриализации.
Компартия Китая, конечно, "рулит" территорией покруче, чем "Единая Россия". Наркомафию, как и филиппинский президент, отстреливает. А вот с коррупционерами не всё так однозначно. Смертные приговоры казнокрадам, как правило, условные и заменяются тюремными сроками. Активы видных последователей Дэна Сяопина лежат в швейцарских и американских банках, дети учатся в Лондоне, а на принципы Мао Цзедуна нацэлите, которую не успели обозвать "элиткой", глубоко начхать. Лежит себе и лежит. Главное, чтобы не просыпался. Спекулянты на биржах наживаются, а большинство населения вкалывает за гроши, по меркам развитых стран, заваливая планету недорогим китайским товаром.
Ростки подобной политики повсеместно наблюдаются и у нас. Медведев хвастается растущим экспортом продовольствия, упуская из виду то, что аграрные фирмы не спешат материально благодарить тружеников села. Нефтяные компании, не брезгующие трудом украинских и белорусских гастарбайтеров, тоже не жалуются, находясь около рекордных значений. У них сейчас бабье лето. Страны ОПЕК договорились умерить свои растущие аппетиты и баррель "чёрного золота" тут же подскочил до 52-53 долларов США. В обозримой перспективе, если не произойдет ничего экстраординарного, цена "мутной маслянистой жижи" доползёт до 60 условных единиц - а это дополнительная копейка в бюджет.
Продажи автомобилей на внутреннем рынке сократились на 11%, что не удивительно. Легковая машина, ставшая благодаря раздутому рынку кредитования средством передвижения, в России снова переходит в категорию роскоши, как это было до недавнего времени в Китае. Сегодня отвалить полмиллиона рублей за малолитражку класса "Б" мало кто готов, учитывая растущие расходы на её содержание. При этом, кризисный АвтоВАЗ намерен увеличивать экспортные поставки своей продукции на 50%, доведя их до 75 тысяч единиц. Ожидается, что разрекламированные Путиным "Весты" и "Гранты" вместе с кроссоверами X-Ray и сменившими вывеску рестайлинговыми внедорожниками "Нива" смогут найти своего покупателя в Европе и странах СНГ благодаря неплохому соотношению параметра "цена-качество". Но не в России, которая предпочтёт новым "Жигулям" побитые жизнью иностранные развалюхи со вторичного рынка.
Благодаря политике Центробанка, поспособствовавшего обнищанию населения, неслыханной популярностью пользуются российское оружие, российская атомная энергетика, российский металлопрокат, лес, химические реагенты. Для зарубежного потребителя - дёшево и сердито, невзирая на политическую конъюнктуру, чем он и пользуется, обеспечивая райскую жизнь экспортёрам.
Можно сказать, что мы вовсю эксплуатируем козыри китайской экономики. Правда, теперь она сама стоит на распутье. Для того, чтобы восточная продукция оставалась конкурентоспособной, необходимо постепенно выводить её из категории ширпотреба. А это чревато удорожанием труда со всеми вытекающими для хозяйственной системы последствиями. Поэтому Пекин будет искать компромиссы, балансируя между наращиванием внутреннего спроса на товары и собственной привлекательностью в качестве страны, способной производить товары за миску риса.
Если Россия всерьёз выбрала китайский путь экономической модернизации, то простому обывателю остаётся только посочувствовать. Рост ВВП и других параметров деловой активности не будет касаться его семейного бюджета, который будет всегда невелик и дефицитен. Трудиться наш работяга будет для того, чтобы угодить зарубежному потребителю, оставаясь сапожником без сапог, каким до недавнего времени был рабочий КНР.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько