На больницы денег нет
Российское здравоохранение в следующем году ждут большие перемены: денег на его развитие заложено существенно меньше, чем рассчитывали чиновники Минздрава, а тем временем из региональных больниц и поликлиник поступают новости, больше напоминающие сводки из стран третьего мира.
Например, о том, как депутат законодательного собрания Иркутской области Николай Труфанов пришёл в Качугскую районную больницу и там провалился под пол! В здании 1926-ого года постройки прогнили и полы, и несущие конструкции, но там продолжают принимать пациентов – больше просто негде. "В районную больницу они пошли. Рисковые ребята. В районные больницы за здоровьем люди давно не ходят", - иронично замечает в Facebook популярный блогер Александр Ярош. Эта история перекликается с недавним скандалом вокруг Пензенской больницы, в которую из-за болей в животе попала гражданка Исландии и сравнила обстановку в ней с преисподней – так напугали девушку грязные туалеты, обшарпанные палаты и постельное белье с пятнами.
Ремонтировать всё это будет особо не на что: в 2017-ом году Правительство сокращает расходы на здравоохранение на 33%. Общий объём всех ассигнований по этой статье составляет 362 млрд рублей (против более чем полутриллиона в прошлом году). При этом на реализацию приоритетных проектов Минфин выделяет меньше денег, чем запросил Минздрав, в 52 раза! На три года на эти цели готовы дать всего чуть более 600 миллионов – то есть по 200 миллионов в год. Среди приоритетных проектов, в том числе, подготовка кадров, отсутствие которых эксперты называют основной проблемой отечественной медицины.
Особенно остро она стоит в сфере обезболивания, о которой из-за резонансных самоубийств онкологических пациентов сейчас говорят постоянно. Этот вопрос поднял в своём Facebook врач из Екатеринбурга Алексей Кащеев: "Низкий профессиональный уровень огромного числа врачей - они просто не знают, как и чем обезболивать. Только каждый двадцатый пациент, обращающийся ко мне, получал до хирургической операции верную и обоснованную схему противоболевой терапии".
Всего приоритетных направлений, на которые просил деньги Минздрав, пять: медпомощь новорожденным, беременным и роженицам, развитие санитарной авиации, информатизация здравоохранения, введение мониторинга госзакупок лекарственных препаратов и уже упомянутая ранее подготовка кадров. Кроме информатизации и мониторинга госзакупок, все остальные – действительно насущные. Ведь "улучшение" и "развитие" нельзя профинансировать из фонда обязательного медицинского страхования, тут могло бы помочь только государство прямыми бюджетными вливаниями.
Вообще новость о сокращении расходов на здравоохранение вызвала настоящую бурю в социальных сетях. "Здоровье людей на алтарь инфляции, а точнее в угоду инфляции. Ну вы там, держитесь…", – иронизирует в Facebook москвич Равиль Шамгунов. "В ленте идёт новость сначала про то, что на выплату золотых парашютов для депутатов ЕР, не попавших в госдуму, уйдёт 460 млн руб., а после, что нужно урезать бюджет на здравоохранение!)) логично, что сказать…", – возмущается в комментариях к новости пользователь Юлия.
И вроде бы ясно, что ремонт больниц, подготовка кадров и финансирование текущей работы врачей поликлиник – это совершенно разные статьи расходов из разных источников, но любые разговоры о сокращении любой из этих статей сразу вызывают бурю недовольства граждан. Тем более, что, согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, недостаточные объёмы финансирования отрасли в целом входят в топ-3 проблем здравоохранения, волнующих россиян. И от этого правительству не уйти.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.