Улюкаев в тюрьме, Кудрин на дне
Ни дня без бомбы... Всё-таки в интересное время мы живём. Не успели, как следует, переварить победу Трампа и переворот массового сознания в Болгарии и Молдавии, тут на тебе - новая сенсация! Владимир Путин устал... Не так сильно, как Ельцин, чтобы под звон бокалов с шампанским объявить об уходе со своего поста, но достаточно для начала радикальных преобразований. Ехидный лозунг "своих не бросаю" - больше не про него. Президенту надоело биться головой о стену и ползать по экономическому дну вместе с остальной страной. Решил он выкинуть к чёртовой матери акваланг, попутно расправившись с опостылевшим водолазом...
Сегодня ночью "за жабры" взяли министра экономического развития Алексея Улюкаева. Повязали на "плёвом" для чиновника такого масштаба деле. Просил, видите ли, по данным следствия, 2 миллиона долларов за свою закорючку на документе, согласовывающем приватизацию компании "Башнефть" могущественной "Роснефтью". Сумма "отката" для такой сделки смехотворная. Где-нибудь в российской глубинке торговый центр открыть - и то дороже встанет.
Не случайно президент РСПП Александр Шохин заподозрил неладное, сказав, что, сбитая на "Гелендвагене" старушка в качестве предлога для увольнения с такой должности выглядела бы гораздо правдоподобнее, нежели эти двухмиллионные "семечки".
Получается, дело не в этой циклопической для обывателя и ничтожной для госмонополии взятке, а в чём-то другом. Не исключено, что в плачевных результатах министерства. В августе-сентябре 2014-го мы уже "вползли" в кризис полным ходом. Вместо обещанного 2,5% роста ВВП была зафиксирована мизерная прибавка 0,6%. В 2015-м переломить ситуацию не удалось. Низкие цены на нефть и экономические санкции спровоцировали жёсткую посадку. Экономика потеряла 3,7% своего потенциала и продолжила качественно и количественно деградировать в 2016-м. Как минимум 6 раз Улюкаев сообщал о достижении "дна" кризиса, которое оказывалось промежуточным, из-за чего министр заработал славу комичного персонажа и героя карикатур.
Стены министерства покинуло несколько десятков прогнозов восстановления финансово-хозяйственной системы, не имевших ничего общего с действительностью. Всё это не могло не напрягать президента, которого даже Михаил Ходорковский называл "неглупым человеком". За 3 года своего пребывания на посту не кто-нибудь, а именно Улюкаев должен был обнаружить новые драйверы экономического роста, не относящиеся к нефтегазовому сектору. Эти отрасли должны были обеспечить поступательное развитие страны и застраховать её от излишних рисков, связанных с экспансией сланцевой революции и "зелёной" энергетики. И верный ученик Алексея Кудрина и Егора Гайдара их находил, предлагая повысить пенсионный возраст до 65 лет, что мигом обвалит зарплаты и увеличит число безработных.
Понятно, что с такой антикризисной политикой страна была обречена на десятилетия стагнации. А времени у президента Путина, как биологического, так и политического, осталось не так много. "Лево-патриотический" блок экономистов, состоящий из Сергея Глазьева, Михаила Делягина, Михаила Хазина и Василия Колташова, "скорешился" с "правыми технократами" бизнес-омбудсмена Титова. И те, и другие понимают, что правительство Медведева и интеллектуалы типа Алексея Кудрина занимаются не тем. А именно лоббируют интересы "уходящей" нефтегазовой отрасли, западных капиталов, валютных спекулянтов всех мастей, оставляя высокотехнологичной индустрии жалкие крохи.
Между этими неравноценными по силе группами интересов не первый год ведётся весьма интенсивная аппаратная возня, которая предопределяет характер антикризисного планирования. Постоянное доминирование монополий и сырьевиков до поры до времени обеспечивало устойчивый баланс в экономическом блоке кабмина, который несколько пошатнулся после падения цен на нефть. Тем интереснее будет наблюдать за фигурами потенциальных преемников Улюкаева. В министры прочат директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина - 37-летнего технократа, в течение 9 лет управлявшего крупной компанией-производителем композитных материалов. Понятно, что и лоббировать он будет интересы других отраслей, и локомотивы развития искать в другом месте. Можно предположить смещение акцентов в антикризисных планах с поддержки банковского сектора в сторону предприятий, моногородов и особых экономических зон.
В этом разрезе задержание Улюкаева - личная катастрофа Алексея Кудрина. Не монтировалась внешнеполитическая стратегия Путина с доктриной интеграции России в американскую модель глобальной экономики. Решил президент немного сбалансировать работу разных кабинетов исполнительной власти, запустив "антикризисную революцию" в правительстве. Сырьевики и банкиры проиграли первое серьёзное сражение. Впереди большая война лоббистов, в которой никто не уступит ни пяди земли.
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько