Экономическая война США и КНР неизбежна
Дональд Трамп в очередной раз раскритиковал экономическую политику Китая. Новый президент США на своей страничке в Twitter написал: "Разве Китай спросил нас, хорошо ли девальвировать их валюту (чтобы нашим компаниям было труднее конкурировать), облагать высокими налогами наши товары, поступающие к ним в страну (США же с них налоги не берут), или строить масштабный военный комплекс посреди Южно-Китайского моря? Я так не думаю". Этим сообщением он снова даёт понять, что Вашингтону следует позиционировать себя как соперника Пекину, и сам Трамп не намерен отступать от этого принципа, как только сядет в президентское кресло.
Сотрудник Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов сообщил Noteru.com, что причин этому множество, но основные из них – это последствия импорта из КНР и проблема рабочих мест в Соединённых Штатах: "Для него эта тема, понятная среди группы американских избирателей, обеспокоенных переносом рабочих мест. В дополнении к этому они считают, что Китай субсидирует свой импорт, в том числе за счёт манипуляций с курсом валюты, который привязан к доллару и не свободно конвертируется. Но там не всё так просто".
Безусловно, разногласия у Соединённых Штатов и КНР существовали и до Трампа, к примеру вовлечение США в процесс разрешения территориального спора в Южно-Китайском море. Но если в политическом плане противостояние Вашингтон-Пекин избежать ещё как-то можно, то от экономической конфронтации никуда не деться. Взять ту же металлургию. Китай выплавляет больше всех в мире стали, следовательно, его продукция самая дешёвая. Очевидно, американские металлурги этим недовольны, отсюда и высокие пошлины против китайской стали в США. Поднебесную это раздражает, ведь где тогда принципы равенства, о которых говорят в ВТО?
Отсюда, кстати, вытекает ещё один момент: можно ли считать Китай рыночной экономикой или нет? Пекин считает, что в декабре этого года (ровно 15 лет в ВТО) уже можно. А, значит, статус развитой страны поможет Поднебесной защищаться в антидемпинговых делах, возбуждаемых против неё США. В итоге тупик: КНР не виновата в том, что хочет развиваться, но и США добровольно хоронить отечественных производителей не собираются. Пока же Пекин расширяет своё влияние: в прошлом году он почти в три раза увеличил объём займов, выданных странам Латинской Америки (до 29 миллиардов долларов) – регион, который Вашингтон традиционно считал своим "внутренним двором". А ведь есть ещё и другие рынки.
Как рассказал Noteru.com политолог Иван Преображенский, тот же Транс-Тихоокеанский договор придумали далеко не вчера, то есть недовольство Вашингтона присутствует уже давно, а Трамп – это лишь новая фигура в этом противостоянии, которая может использовать грубые методы: "Отношения США и Китая давно приняли нездоровый характер, оказывая противоречивое воздействие на мировую экономику. США давали деньги и технологии, а Китай – дешёвые рабочие руки. Сегодня это уже не так. Производить в Поднебесной не так уж и выгодно, но "выйти" Китай иностранным инвесторам не даёт, это обойдётся им слишком дорого. Выступая против КНР, Трамп, в реальности, поддерживает тайные желания многих корпораций вернуться к свободному выбору мест, где они будут производить свою конечную продукцию. Говоря о протекционизме и возвращении производств в США, он, по сути, защищает и свободный рынок, и право бизнеса на выбор локации своих производств. И, разумеется, пытается помешать превращению Китая в экономику номер один в мире. До Трампа США делали, по сути, тоже самое, только другими, более мягкими средствами. К примеру, то же Транс-Тихоокеанское партнёрство, из которого Трамп грозится выйти – это ведь способ тихого удушения Китая, путём исключения его из региональной, а в перспективе и мировой экономики сразу во многих отраслях. Трамп же прёт как танк, действует "в лоб" и рискует наломать дров. Например, он вполне может спровоцировать региональные военные конфликты в Юго-Восточной Азии. Что касается России, то политически для неё это шанс повысить своё влияние. Однако экономически такая торгово-промышленная война Китая и США, во-первых, поставит крест на идеях переориентации с ЕС на Китай топливных потоков, а, во-вторых, мощно просадит мировую экономику в целом, что ударит, конечно, и по России".
Очевидно, что конфликт Пекина и Вашингтона "ударит" по ценам в США и по производителям в Китае. Но если один из актёров откажется от борьбы, то он понесёт ещё больший урон – уход с рынков, где две стороны конкурируют (Латинская Америка, Европа, Южная Азия). И, похоже, Трамп твёрдо намерен восстановить производство в США, даже если это будет означать серьёзное осложнение отношений с КНР. Впрочем, его недавний звонок главе Тайваня показал, что пока он вовсе не боится обид Пекина.
Обозреватель Noteru.com Круглей Илья