Бессмертный полк: выводы и провокации
Уходящие выходные в социальных сетях прошли под знаком акции "Бессмертный полк" - именно ее больше всего обсуждали блогеры всех мастей. Участники акции писали о своих впечатлениях, оппозиционеры распространяли фотографии брошенных после мероприятия плакатов и георгиевских лент, а прокремлевские блогеры разоблачали эти фейки. В общем, стандартная информационная война. В которую, вдруг, включились не слишком полизитированные "простые" пользователи социальных сетей, выходившие на парад с портретами своих дедов и прадедов.
"То, что происходило 9 мая в Москве и в России, пожалуй, беспрецедентно. Несмотря на обилие китча и предшествовавшую полуистерическую агитацию, миллионами тех, кто вышел на улицы и площади, двигал, несомненно, сильный и искренний порыв", - пишет в Facebook профессор МГИМО Валерий Соловей. "Подтверждаю. Было светлое, но скорбное шествие. Никаких разделений, никакой expansion", - сообщает в Facebook политолог Глеб Павловский.
"Это было необыкновенно, потрясающе. Вокруг меня шли семьи, парочки, группы друзей. Я была одна, и поэтому вовсю разглядывала людей и прислушивалась к разговорам. Атмосфера была наэлектризована добром, радостью, скорбью, единением. И, наконец, Гордостью. Той самой, которую у нас пробовали и до сих пор стараются отнять", - пишет в Facebook участница шествия Мария Краснова.
Много разговоров в соцсетях было по поводу количества участников марша. Сразу после окончания акции называлась цифра 400 тысячи человек, чуть позже в полиции сказали 500 тысяч. В действительности, по оценкам экспертов, на улицы вышли порядка 700 тысяч человек, однако полиция намеренно занижает цифры, поскольку официально была согласована акция всего на 300 тысяч человек. "В этом успехе большую роль сыграла случайность. Природа массового неорганизованного похода людей на такие акции остается для власти загадкой", - считает политолог Михаил Виноградов. "Сегодня мы узнали максимальную цифру людей, которые при самых-самых идеальных и благоприятных раскладах хотя бы в теории могут выйти на улицы Москвы, - считает журналист Александр Шмелев. - Это 500.000 чел. И не более того. Соответственно, при оценке численности политических акций - как правило, гораздо более спорных и конфликтных - впредь стоит отталкиваться от этой цифры, и не думать больше ни о каких миллионах", - пишет он в своем Facebook. "Александр ошибается, почти все мои знакомые не пошли на шествие "Бессмертного полка", сожалеют об этом и собираются в следующем году пойти обязательно, - оппонирует политолог Борис Межуев. - Думаю, в следующем году выйдут полтора миллиона человек. Властям Москвы надо уже сейчас думать, как это организовать".
Еще одной острой темой стали фотографии выброшенных после шествия плакатов и георгиевских лент, которые "случайные прохожие" якобы сфотографировали на окрестных помойках. "Стыд и срам! Нашел в парке Горького выброшенные плакаты "Бессмертного полка"! Один валялся в грязи, повесил его на забор, т.к. невозможно видеть такое кощунство над памятью погибшей женщины, остальные потом обнаружил воткнутыми в клумбу", - пишет в Facebook блогер Сергей Шведов.
Обычно после крупных митингов и акций в Москве действительно остаются валяться сотни брошенных транспарантов. Но кто бросит на улице портрет собственного деда или прадеда? Все плакаты, "засветившиеся" на скандальны фото, были оформлены одинаково. А многие фотографии и фамилии, как оказалось, взяты с сайта "Бессмертный полк. Москва", куда их для создания виртуальной Книги памяти выкладывают родственники героев.
Блогеры сразу решили, что это "фейки", и принялись их разоблачать: "За несколько часов изготавливаются одинаковые деревянные рамки, и в них крепятся фотографии, сделанные на принтере. После чего находят малопосещаемое место и на несколько минут сваливают собственные произведения в виде плакатов в кучу. Два-три снимка с разных ракурсов, и фальшивка готова", - пишет в своем Живом Журнале журналист Олег Лурье. "Нет, чтобы честно признаться, что не поверили штатные пропагандисты, что десятки, сотни тысяч людей совершенно искренне выйдут на улицу с самодельными плакатами своих дедов и прадедов. Не поверили и подстраховались. А эти подстраховщики поступили так скверно", - оппонирует Лурье Ирек Муртазин в своем Живом Журнале.
Так же просто объясняется и история с георгиевскими лентами, выброшенными в мусорку: "Если вы внимательно вглядитесь в картинку, то увидите, что каждая ленточка на ней сантиметров пять-десять, - обращает внимание в Facebook политолог Павел Данилин. - Тогда как нормальная длина ленточки - около полуметра. То есть, взяли, набрали ленточек, нарезали их для создания правильной картинки, пришли, бросили, сфотографировали". "В магазинах на кассах георгиевские ленточки лежали сотнями, и каждый мог взять их себе. Ничего не мешало очередному дураку взять их пачку и бросить, где хочет и как хочет", - подтверждает в комментариях блогер Анатолий Трубников.
Сложно сказать, идет ли речь о провокациях, или в полумиллионной толпе действительно были и те, кто пришел туда по принуждению, но с одним не спорят даже самые ревностные противники власти: "Бессмертный полк" стал не просто очередным показательным мероприятием Кремля, а действительно народной акцией. И, по большому счету, не важно, при чьей поддержке она проходит. Потому что ее участники не "за" Путина, Навального или еще какого-то политического деятеля – они за свою семью и свою память.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова