Культурно-образовательный тренд - драки и крестовые походы
Уходящий 2016-й получился годом споров об истории: кого можно вспоминать, а кого нет, как её можно преподавать, а как – нельзя, кому и где вешать мемориальные доски, а от каких напоминаний лучше воздержаться. Для науки и образования этот год оказался полон перемен. И главное событие здесь, конечно - отставка министра Дмитрия Ливанова и назначение новым руководителем ведомства Ольги Васильевой. Несмотря на то, что кардинально в деятельности ведомства ничего не изменилось, ветер перемен почувствовали все.
При новом министре прежним остался, пожалуй, только курс на "зачистку" вузов, дающих образование, не соответствующее госстандартам – в середине декабря Рособрнадзор лишил аккредитации ещё шесть учебных заведений. И, похоже, эта работа даёт свои результаты: ведущие вузы страны растут в рейтингах, а МГУ им. Ломоносова даже занял третье место в мире по востребованности выпускников. Давление на науку, и, в частности на РАН, тут же ослабло – учёных Васильева уважает или, по крайней мере, предпочитает не трогать лишний раз. А на школу, наоборот, возросло: новый министр – сторонница классического образования, школьных сочинений и единого учебника истории.
Новые предметы – Васильева предложила вернуть в школы астрономию и ритмику. Ревизия образовательных программ и учебников, особенно по истории, возвращение сочинения - вот программа, с которой пришла на пост новый министр. Главная проблема, с которой столкнулись и чиновники, и эксперты: необходимость добавлять в программу что-то новое, не отказываясь при этом от старого. Школьники и так сейчас загружены до предела – большинство из них, уже начиная с пятого года обучения, учатся 6 дней по 6 уроков, а в старших классах потом ещё идут к репетитору готовиться к ЕГЭ. При таких условиях теряют всякий смысл списки для внеклассного чтения, разработка факультативов и попытки ввести новые обязательные предметы. Чтобы подстроить школьную программу под современные реалии придётся чем-то пожертвовать, но взять на себя смелость сделать это никто пока не может.
Подводя итоги первых 100 дней работы Васильевой в кресле министра, журналисты нащупали почву для первого скандала: оказывается, пока СМИ обсуждали её инициативы по поводу изменения школьной программы, Васильева "тихонько" направила в правительство предложения о сокращении затрат на реализацию федеральной программы развития образования до 2020-ого года. Тут же поднялась волна возмущения, что, якобы, на самом деле за отказ сделать это, а вовсе не из-за самых низких в правительстве рейтингов сняли с должности Дмитрия Ливанова. Блогеры, впрочем, уверены, что сами идеи нового министра создают почву для экономии. "Сокращение количества учебников даст существенную экономию средств - ведь в Минобре каждый чиновник продвигал свой учебник. А если в ВГ контролировать уровень зарплат руководителей и убрать лишнюю часть сотрудников службы безопасности, параллельные надуманные структуры, то можно и педагогам зарплаты повысить и деньги сэкономить", - пишет в Facebook москвич Александр Генералов.
Но настоящий удар пришёл, откуда не ждали: самоубийство школьников в Псковской области, а, точнее, предшествовавшая ему семейная драма и трансляция в интернете, поставила перед чиновниками много вопросов, главный из которых – может ли школа (и должна ли) не только учить детей, но и контролировать их психическое состояние и ситуацию в семье. Эксперты уверены – косметические меры тут не помогут, если мы хотим избежать подобных трагедий в дальнейшем, в российской школе многое придётся менять. "После самоубийства школьников под Псковом решили реформировать школьную психологическую службу. А надо бы самим школьным образованием и воспитанием заняться", - написал в Facebook политолог и педагог Виталий Третьяков.
Воспитание – это уже по части культуры, а для неё уходящий год выдался не слишком удачным. Ни громких побед российских фильмов на фестивалях, ни других знаковых событий международного уровня. Зато, как из рога изобилия сыпались скандалы вокруг исторических персонажей. Не успели россияне отойти от споров вокруг памятника Владимиру Великому, которые продолжались практически весь 2015-ый, как появился новый повод для раздоров: мемориальная доска в честь Карла Густава Эмиля Маннергейма, которую установили представители Российского военно-исторического общества в Санкт-Петербурге. Общественность была резко против такого напоминания об этом деятеле из-за той роли, которую он сыграл в блокаде Ленинграда, сражаясь на стороне фашистской Германии. Но РВИО это не остановило, и установленная-таки летом доска стала мишенью для вандалов. Когда отмывать её от краски ответственным лицам надоело, её – прямо так, залитую краской – перенесли в музей Первой мировой войны.
Но на этом страсти по доскам в стране не закончились: активисты мемориально-просветительского и историко-культурного центра "Белое дело" установили в городе на Неве другую мемориальную доску – на сей раз адмиралу Александру Колчаку, который после Октябрьской революции стал одним из лидеров белого движения и руководил боевыми действиями во время Гражданской войны. Многие сочли это, мягко говоря, неэтичным.
Вообще, активная гражданская и жизненная позиция россиян в вопросах истории и культуры стала для многих сюрпризом. Вспомнить хотя бы, что 2016-ый год начался многокилометровыми очередями на выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу, а закончился – давкой и дракой в той же Третьяковке, но уже на Лаврушинском переулке в день старта продажи билетов на выставку "Шедевры пинакотеки Ватикана". Истинно российский парадокс: тяга к искусству заканчивается проявлением бескультурья.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.
____________
РЕКЛАМА
Вы любите создавать различные блоги и размещать их в соц. сетях? Для вашей экш камеры, определенно нужен стедик, который вы можете приобрести на сайте https://for-extreme.com.ua/baseus. Большой выбор, высокое качество, отличная цена.