2016: в ожидании экономического коллапса
Экономика на паузе, бизнес пытается удержаться на плаву: хвастаться достижениями в данной сфере чиновникам в этом году не придётся. Но это не значит, что они не попытаются. По словам президента России Владимира Путина, инфляция в 2016-ом составит порядка 5,5% - существенно ниже, чем в прошлом и вообще неплохо для кризиса. Доллар можно купить за 60 рублей, против почти 78 в январе прошлого года, евро тоже не отстаёт: чуть больше 63 рублей против 84 11 месяцев назад и 76 в декабре 2015-го. Почему же тогда мы встречаем 2017-й год в тягостном ожидании?
Главное, чего так и не случилось за 2016-й год в экономике – это хотя бы относительной стабильности, с которой начинается рост. Если посмотреть на те же курсы валют, можно с уверенностью сказать – страну до сих пор немного лихорадит. Не так, как в конце 2014-го, но все ещё достаточно сильно, чтобы россияне не чувствовали, что их сбережения в безопасности. Да, цена на нефть с декабря 2015-ого в основном росла, но, как показала практика, ни наша национальная валюта, ни цены в магазинах уже особенно к чёрному золоту не привязаны.
Эксперты считают, что такое затишье неспроста: в ближайшее время, может быть уже в следующем году, нам следует ожидать новой девальвации национальной валюты. "Стабилизация рубля при очень высоком проценте в рублях вызывает огромный приток спекулятивных денег нерезидентов, из-за рубежа, в операции "кэрри трейд", - пишет в Facebook экономист Яков Миркин. - Грубо говоря, доллары/евро вкладываются в рубли под высокий процент, стабильный или даже укрепляющийся рубль даёт возможность их вывести через n-е время обратно, обратить рубли "назад" в доллары/евро, получив очень высокую по мировым меркам валютную прибыль. Это стандартный механизм подготовки будущего валютного/финансового кризиса в России (и не только), который уже сработал три раза, и, видимо, может сработать четвёртый".
Более того, если копнуть поглубже, можно увидеть не слишком приятные для чиновников итоги 2016-ого года. Например, дефицит бюджета оказался выше, чем год назад, а в следующем обещает быть ещё более существенным. Резервный фонд практически пуст: на декабрь 2016-ого в нём остается чуть больше триллиона рублей, которые уже в начале следующего года пустят на покрытие дефицита бюджета. В 2017-м придётся "вскрывать" последнюю кубышку – Фонд национального благосостояния. Даже по самым оптимистичным прогнозам, его хватит ещё всего на три "голодных" года.
За последние несколько лет россияне отлично научились чувствовать экономическую конъюнктуру в стране. Социологи "Левада-центра" спросили наших соотечественников, какое событие 2016-ого года они считают важнейшим. И респонденты, довольно неожиданно, поставили на первое место вообще не событие, а растянутый во времени экономический процесс: рост цен и обесценивание денег. Для сравнения: в 2015-ого году, когда курс рубля менялся значительно сильнее, а инфляция была выше, обвал национальной валюты занял только третье место в списке событий, уступив теракту на борту российского самолета и сбитому турками бомбардировщику.
Сами социологи призывают не сгущать краски. "Ситуация с экономикой стала чем-то вроде неприятной, но неизбежной участи. Россияне перестали рассматривать это как национальную трагедию, то есть ситуация стала рутинной, невзрывоопасной, - пояснил в комментарии Noteru.com социолог "Левада-центра" Степан Гончаров. - Но именно экономика способствует тому, что прежнее воодушевление сменилось безнадежной стагнацией. Как и до Крыма, сейчас происходит накопление усталости, которая может существенно подпортить отношение к власти и самому президенту в будущем". По словам Гончарова, в ходе социологических исследований специалисты отмечают наличие некоторого социального дискомфорта у россиян, а акцент на экономических проблемах - один лишь из способов сформулировать его наличие.
По данным того же "Левада-центра", 60% респондентов считают, что в уходящем году к худшему изменился уровень жизни населения страны, 54% говорят, что у россиян стало меньше возможностей хорошо зарабатывать, 45% полагают, что изменилось к худшему положение дел в области справедливости в распределении материальных благ. Ни по одному другому вопросу, кроме ещё взаимоотношений со странами НАТО, негативных результатов, превышающих 50%, или хотя бы приближенных к ним, просто нет.
После анализа данных социологических опросов, создаётся впечатление, что экономика – чуть ли не единственный сейчас повод для расстройства у россиян. "По другим вопросам мы видим, что россияне оценивают прошедший год несколько более позитивно, чем предыдущий, и ожидания от грядущего у россиян более оптимистичные. Эти вопросы нужно рассматривать в динамике, потому что каждый год большинство отмечает ухудшение ситуации, и если бы это было некой объективной оценкой, то мы бы уже давно жили в ситуации хаоса, - поясняет Гончаров. - Успехи в достижении личного благосостояния были в 90-е приняты обществом как единственный путь к самоактуализации. Однако трудности в достижении богатства особенно в России ведут к ощущению россиянами тупика и невозможности состояться".
И тут уже никакие сделки по "Роснефти" и "Башнефти", никакие соглашения с Японией и Китаем не отвлекут от главного – высоких цен на красную икру к новогоднему застолью и повышению платы за проезд в общественном транспорте. Тем более, что действительно ярких событий в экономической сфере в этом году просто не было: сказалось падение инвестиционной привлекательности нашей страны и общее ухудшение делового климата.
Пожалуй, чуть ли не самой заметной новостью года в этой сфере стало уголовное дело в отношении теперь уже бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, которое непосредственно к самой отрасли отношения никакого не имеет. Так что можно смело заключить, что 2016-й год стал годом мелких экономических ошибок, стагнации в деловой сфере и тревожного ожидания какого-то очередного обвала. Которого, накануне президентских выборов, Кремль никак допустить не может.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.