Конец эпохи «кремлёвских старцев»
Стабильнее, чем на кладбище. Российская внутренняя политика не балует разнообразием. Меняются оградки и памятники, зарастают отдельно взятые могилы народных трибунов, на которые ходит всё меньше скорбящих со всё менее грустными лицами. Те, кто в них похоронены, физически здравствуют, но с точки зрения борьбы за власть мертвы и никогда не восстанут, сколько ни поливай живой водой.
В 2016-м у политического многообразия и конкуренции был шанс воскреснуть. Казалось, экономический кризис на пару с премьером Медведевым сделали для этого всё, что было в их силах. Падение ВВП и уровня жизни практически добили амбициозный средний класс, который аккурат к парламентским выборам должен был гневно восстать и возопить: "Доколе?" Младший соратник президента Путина эпизодически подливал масла в огонь своими перлами про отсутствие денег, энергичных учителей и глав регионов, которые должны сами зарабатывать. Обстановка накалялась. Осенний электоральный забег "Единой России" мог обернуться катастрофой для партии "синих мишек". Околокремлёвские эксперты возмущались беззубой и заведомо оборонительной тактикой избирательного штаба, не предлагающего позитивной повестки. Биржа прогнозов ВЦИОМ на каком-то этапе давала "медведевцам" 44%, политолог Павел Данилин называл условием более убедительной победы какой-нибудь "кунштюк" типа посадки Чубайса.
Но удалось обойтись без крайних мер. Политический гегемон взял 54,5% по партийным спискам при явке менее 48%. Протестный электорат не соблазнился даже буфетом и проигнорировал поход за бюллетенями. Настолько серо и банально проходила агиткампания. Системная оппозиция не смогла выбраться из "ловушки крымского консенсуса", отказавшись от антикризисной повестки, и провалилась вдрызг. КПРФ Геннадия Зюганова с 13,34% лишь на 0,2% опередила ЛДПР, едва не став главной сенсацией со знаком минус. "Справедливая Россия" с 6,22% по старым правилам и вовсе не сумела бы сформировать фракцию. Только полноценное снижение проходного барьера до 5% позволило "мироновцам" остаться на политической орбите. Выборы в одномандатных округах для "прочих" стали настоящей катастрофой. Гипотезы относительно "сговора" между четвёркой ключевых игроков оказались несостоятельными. Из 225 думских портфелей, разыгрывавшихся по мажоритарной системе, "Единой России" достались 203. Неплохим подспорьем стали весенние партийные праймериз, позволившие соотечественникам определиться с выбором за несколько месяцев до начала активных действий оппозиционных агитбригад.
Эпоха "кремлёвских старцев", как друзей-советников президента, бесславно завершилась, а новая так и не наступила. Традиционные "спарринг-партнёры" Путина, похоже, не возбуждают никого, кроме собственных жён. Да и, в случае с последними - далеко не факт. Мимикрия Зюганова, Миронова и Жириновского в сторону центра не принесла плодов ни им лично, ни политической системе в целом. Гарант Конституции имеет "назарбаевский" рейтинг 84% и выше, что говорит о неработающей модели национального консенсуса. Не среднеазиатским деспотом себя видит в учебниках истории национальный лидер явно, но поделать ничего не может. Побороть "политический некроз" доверили Сергею Кириенко, сменившему Вячеслава Володина в должности "модератора дискуссии". Оценить работу нового первого замглавы президентской администрации пока не представляется возможным, но круг задач перед ним, в целом, уже прорисован. Провести максимально легитимные и конкурентные выборы-2018 с наивысшей явкой. 68% голосов при 75% пришедших поддержать процедуру лучше 85% при 40% энтузиазме электората.
Поддержать интерес к процедуре с заведомо предсказуемым результатом пытаются с помощью Алексея Навального, которого поддерживает Михаил Ходорковский. Участие в процессе скандального блогера, по замыслу, поднимет с диванов тех, кто проигнорировал легитимное переизбрание "Единой России" на роль правящей партии. "Живинку" процессу добавит участие "фрик-тусовки". Алтайский кот-Барсик, выигравший не одно интеррактивное голосование, также заявил о готовности побороться за пост №1 и даже представил свою программу. Его примеру последовал томящийся в тюремных застенках одиозный миллиардер Сергей Полонский. Как говорится, не мытьём, так катаньем. За неимением реальной альтернативы "вторую скрипку" доверяют маргиналам.
В целом, КПД от занятия оппозиционной политикой в 2016-м начало стремиться к нулю. В течение года президент неоднократно заявлял о поддержке некоммерческой и благотворительной деятельности, к которой в идеале должна свестись гражданская активность, в грош не ставя битву политических доктрин и идеологических платформ. Оживлённый "баттл" кипит разве что в ходе заседаний Экономического совета, на которых лбами сталкиваются "либералы-кудринцы" с "этатистами-глазьевцами". Прочие площадки, включая дискуссионный клуб "Валдай", постепенно утрачивают свои первоначальные смыслы. На новый виток вышла борьба с коррупцией, которая была "коньком" оппозиционных лидеров. Беспрецедентный арест действующего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева по делу "Роснефти" был инициирован не снизу, а сверху, что значительно сужает поле возможной борьбы с президентом Путиным и его вертикалью для всех желающих это сделать. "Посадки" губернаторов и чиновников любого ранга становятся рутиной, "отмывая" правящую элиту от имиджа клептоманов.
2016-й, обещавший подарить России немало "обезьяньих ужимок", не оправдал своих ожиданий. Беспрецедентная стабильность и гробовая тишина, которую вот-вот разорвёт кукареканье символа 2017-го, внушает тревогу. Не затишье ли это перед новой эпохой и продолжительной политической бурей?
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько