Закон или справедливость?
Говорят, в обществе существует мощный запрос на справедливость. Возможно. Только ведь каждый её понимает по-своему. На этот счёт есть даже устоявшееся выражение, своего рода журналистский штамп – ложно трактуемое понятие справедливости. Так говорят, описывая ситуацию, в которой справедливым индивидуум признаёт только решение собственных проблем при полном игнорировании интересов окружающих.
Ну вот, например, любительница гонок по городским улицам Мара Багдасарян явно считает несправедливым повышенное внимание к собственной персоне со стороны ГИБДД. И для таких мыслей у неё есть веские основания. Ведь дорожная полиция, действительно, намеренно находит в потоке машину, управляемую девушкой, тормозит её и обнаруживает у стритрейсерши очередной ворох неоплаченных штрафов и прочих нарушений. При этом по соседним полосам на не менее навороченных карах безнаказанно летят не менее наглые автоледи.
Мара, конечно, не задумывается о том, что это она сама издевается над правоохранительной системой и обществом, сначала нарушая правила дорожного движения, а затем не соблюдая порядок исполнения назначенного за это наказания. Она просто так живет. Так, как её воспитали. Так, как существуют её друзья и подруги. Так бы и дальше жила, если бы однажды Мару не выбрали в качестве объекта для показательной порки представителя "золотой молодежи". На эту роль дочь оптового торговца мясом, по понятным причинам, подходила лучше сына вице-президента "Лукойла".
Откуда в обществе этот запрос на справедливость? Не оттого ли, что закон применяется избирательно? Откровенно вызывающее, попирающее основы морали и нравственности поведение в последнее время стало нормой, а соблюдение приличий наоборот выглядит девиантным анахронизмом. Примеров тому несть числа. И показывают их отнюдь не маргиналы, а те, кого в прежние времена было принято называть деятелями культуры, то есть те, кто и должен по большому счету сеять разумное, доброе, вечное, всей своей жизнью показывая окружающим пример, достойный подражания.
Допустим, тот же Никита Джигурда долгое время эпатировал публику, представая в самых непотребных образах и позах. И это со смаком транслировали все телеканалы. Так бы и продолжал. А телевидение так бы и дальше услаждало зрителей неприглядными картинами из жизни деградирующей элиты. Если бы не смерть одной бизнес-леди, с которой этот вышедший в тираж и страдающий кучей фобий актёр волею судьбы оказался связан, и не громадное наследство, оставшееся после её смерти.
Откуда в обществе этот запрос на справедливость? Не оттого ли, что утрачены нравственные ориентиры?
И еще немного о культуре. Вы заметили, насколько проста сюжетная канва среднего боевика? Как правило, речь идёт об экс-полицейском или группе достойных людей, волей рока выброшенных на обочину жизни. Добиваясь справедливости, они грубо попирают закон, и всегда достигают своей цели. Потому что правда на их стороне. Так откуда в обществе этот запрос на справедливость? Не оттого ли, что закон и справедливость так часто противоречат друг другу?
Заместитель директора Национального института развития современной идеологии, политолог Игорь Шатров